Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u7942537/public_html/idea-class.ru/components/com_k2/models/item.php on line 877

Маг/Волшебник в стиле. Татьяна Бондаренко

Маг/Волшебник в стиле. Татьяна Бондаренко

Архетип Мага лично для меня, и подозреваю, что для многих других, вызывает наибольший интерес из всей архетипической дюжины. Очень многогранный, многоликий и до конца не познаваемый, немного странный и неземной, он всегда привлекает к себе внимание, вызывает широкую гамму чувств и эмоций у окружающих от страха и ощущения опасности, до восхищения и попыток подражания. Человека с достаточно выраженным проявлением архетипа Мага можно и ненавидеть, и любить, но невозможно относиться к нему равнодушно.
Тема волшебства, магии, видимо, потому вызывает интерес и будоражит, потому что «записана» в нас на генном уровне, из памяти предков и архаичного прошлого человека. Когда и гром, и молния, и засуха, и ветра, и прочие природные явления объяснялись лишь существованием сверхъестественных сил, желаниями богов и размерами жертвоприношений. Когда, проходя через смутные времена, войны и разные бедствия, люди могли только молиться и надеяться на чудо, и это чудо свершалось, хоть и не для всех. У каждого в жизни найдется не одно событие, которое можно объяснить только чудом (ну или очень хочется).

В детстве – весь окружающий мир для нас был одним большим чудом, а наши родители – настоящими волшебниками. Они могли угадывать желания, разрешали любые проблемы, чудесным образом «видели нас насквозь», «предсказывали» исход событий, словом, не переставали нас удивлять своим могуществом.
А детские книжки и мультфильмы, а волшебные письма Деду Морозу и подарки под новогодней елкой, а страшные истории перед сном в летнем лагере (и слушать страшно, и удержаться невозможно), а семейные легенды о представителях рода, передаваемые из поколения в поколение с немалой долей приукрашивания на каждом этапе – все это так захватывающе и интересно. И, к сожалению, с каждым годом этих чудес становится все меньше и меньше, все больше и больше фактов объясняется наукой, все больше скепсиса в сторону «необычных историй», и даже «чудесные» совпадения объясняются теорией вероятности. И лично мне, очень жаль бывает того ушедшего времени, когда «Баба Яга варила свое колдовское зелье» и поэтому из отверстия в люке шел дым, в заброшенном сарае можно было «вызывать духов».

Магия и волшебство придает окружающему миру дополнительных красок, полутонов, тонкое послевкусие, когда не можешь понять, как это работает, но все становится интереснее и притягательнее. И архетипически все эти чудеса, все непознанное и необъяснимое будет притягивать тех, кому близки, нужны и необходимы какие-то двойные смыслы, необъясняемые и не проясняемые до конца ситуации, где процессы уходят вглубь, где очень сильно развита интуиция, тонкий слух, нюх, взгляд обладает особой проницательностью, и раскрываются тонкие сферы. И поэтому тему магии совсем не обязательно разбирать с позиции сверхъестественного, астрального или иррационального. Просто тонко чувствующий и высокоразвитый с точки зрения ощущений человек может больше увидеть, услышать, обонять, т.е. получить больше вводных для решения любой задачи. А интуиция подскажет верное решение. И со стороны это может выглядеть чудом. (Даже появилась мысль о том, что Маг – это человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом (EQ), в то время как у Мудреца преобладает (IQ))

Вступление или, я бы даже сказала, лирическое отступление, оказалось своеобразной тоской по чуду и волшебству и объяснением самой себе, чем меня притягивает этот архетип, а теперь перехожу к делу.
Моя задача вывести мир исследуемого архетипа в визуальный ряд и показать, что чаще всего возникает у нас перед глазами, когда мы говорим о магии, волшебстве, о превращениях, о метаморфозах, как выглядит «иррациональный мир» Мага по наиболее общему восприятию и ожиданиям. Ведь вне зависимости от языка, на котором говорят люди, вне зависимости от своих пристрастий, от приоритетов и ценностей, у всех нас (если не копать очень глубоко) возникают более или менее сходные представления о Маге-Волшебнике. Давайте в них разберемся.

Для начала по традиции погрузимся в Мир магии, чуда, превращений, ритуалов, заговоров, и всего необычного. Именно из этих «картинок» «появятся» инструменты для работы с образом.
Опрашивая своих знакомых, я сделала некоторое наблюдение, связанное с нашей, русской трактовкой слов «волшебство» и «колдовство».
«Колдовство» и «магия» воспринимаются подсознательно как более темная сторона, и представляются в темных красках, ближе к ночи, связаны с опасностью, нечистью, зельем, снадобьями, чем-то более архаичным.
А «волшебство», как правило, представляется в более светлых и радужных оттенках, это более фантазийные и светлые образы.
Поэтому даже изначально можно сделать разделение образов на две ветви: «колдовскую» и «волшебную».

Колдовской мир

Волшебный мир

И хотя у этих двух коллажей есть разница в настроении (в основном за счет цветового решения), них также очень много общего. Любое настроение можно передать через визуальный ряд, используя 4 основных инструмента: цвет, формы, фактуры и рисунки.

Характерные цвета:
В «колдовском мире» все действия обычно происходят ночью, при свете луны, или в потайном помещении при свете свечи или очень сдержанного света, поэтому оттенки будут преимущественно темными и насыщенными, а в «волшебном мире» - больше света и цвета, оттенки более нежные и воздушные. Таким образом цветовая палитра будет достаточно широкой, но важно, что все оттенки будут сложные. Мы не увидим здесь «светофора» с примитивными искусственными оттенками, а будут цвета из следующих направлений:
- приглушенные (с добавлением серого пигмента, как бы потаенные, припрятанные, в дымке, или в тумане)
- сложно-пигментированные (как бы созданные из нескольких оттенков, и поэтому производящие такое загадочное впечатление): сине-зеленые, фиолетово-синие, фиолетово-бордовые, серо-сиренево-коричневые, и т.д. Важно еще и сложные цветосочетания внутри комплекта, тонкие цвето-переходы, переливы, нюансовые отличия оттенков в разных вещах комплекта, создающих эффект «показалось», цвета-хамелеоны.
- оттенки величественной «магии» - холодные и насыщенные (фиолетовый, синий, изумрудный зеленый, винный, гранатовый, горький шоколад)
Белый цвет тоже может присутствовать в «магическом ряду», но вместе со «свечением», мерцанием, с поблескиванием, либо с оттенками серого, голубого или сиренево-розоватого, т.е. тоже более сложный, чем просто чистый белый цвет.

Формы:
Магия всегда оставляет эффект недосказанности, она на то и магия, что не ясна и не понятна. Взмахнул палочкой – и откуда ни возьмись – появилось что-то, чего не было ранее. Или то что было, уже стало совсем другим. Лишь взметнулась ткань рукава, и произошло чудо, или закрылся полотном накидки и исчез сам, как сквозь землю провалился. Чтобы что-то спрятать или наоборот явить из ниоткуда, нужны свободные пространства материи, и уже создается впечатление, что там кроется какая-то загадка. Закрытые пространства создают интригу, ожидание, недосказанность.
Поэтому обязательно в формах кроя должна присутствовать свобода – летящие рукава, А-образная форма кроя, свободные туники, длинные юбки и платья, а также юбки-брюки. И хорошо, если будет многослойность, как эффект сюрприза, никогда не знаешь, за какой оберткой, что появится.
И еще очень важна сложность и путанность кроя – пока глаз следит за подхватами, ассиметричными драпировками, шнуровками, легкой асимметрией, вносящей эффект «кручу-верчу –запутать хочу», создается ощущение чего-то непостижимого, неуловимого и постоянно утекающего. Как часто нам любят показывать волшебников в фильмах: герой идет к нему в одну сторону, а он уже у него за спиной, герой только развернется, а он уже совершенно в другом месте.
Важной характеристикой Мага является «изменение», поэтому все элементы образа должны работать на такую «подвижность».
В этой связи неровный колышущийся край тоже поддерживает иллюзию неуловимости. Словно нет границы, нет четкого силуэта, лишь «привиделось», да «почудилось».
Также можно отметить преобладание вертикали над горизонталью в общем облике. И в одежде, и, как правило, в аксессуарах – форма вытянута, удлинена. Это создает дополнительное ощущение тонкости, бестелесности, неуловимости, и чего-то ускользающего, как мираж. Ведь чем шире горизонталь, тем ощутимей, основательнее, а, следовательно, и реальнее сам предмет.

Фактуры:
Ощущение волшебства и чего-то магического обычно сопровождается свечением, мерцанием, блеском, поэтому фактуры могут быть с люрексом, отблеском или давать глубину цвета в залегании складок. Также материал должен быть достаточно пластичным, легко и плавно драпироваться. Причем фактуры могут быть как более плотными, так и более летящими, воздушными, как волшебная дымка. А еще очень выразительный эффект происходит при наложении разных фактур друг на друга, например, более легких и летящих на более плотные, а если ткани еще и разного цвета, то результат совершенно необыкновенный.
Сложность фактур должна считываться и «на ощупь» - мелкие стразы, бисер, шелковистая бахрома, пайетки, росшив золотой или серебряной нитью и все, что создает ощущение какой-то нерукотворной вещи, созданной с помощью волшебства или магии.

Рисунки:
Деграде – плавный переход от одного цвета к другому, размытые неявные узоры, диковинные волшебные цветы, вьюнковые растения, узор извилистых линий, рисунок фактуры (жаккардовый, гобеленовый), изображения мистических замков, таинственных знаков.

Аксессуары: амулеты, обереги, перстни и кулоны с волшебными знаками, надписями, полупрозрачными камнями сложной формы, удлиненные украшения (длинные серьги, бусы), состоящие из полупрозрачных камней как гладких, так и граненых, когда разные грани играют разным цветом и ажурного металла. Медальоны и броши с изображением волшебных существ, змей, мифических зверей, заколдованных дев, диковинных цветов.

Магическая эстетика может иметь очень большую стилевую амплитуду и колебаться от устрашающе-темной до радужно-волшебной в зависимости от примеси эстетик других архетипов. Маг он на то и маг, что очень многолик и подвержен изменениям, пожалуй, ни один другой архетип не имеет столько вариаций.
И мне хотелось бы, очень долго не расписывая словами, рассмотреть самые разнообразные вариации этих комбинаций, ведь как уже показала практика разработки стилевых решений для конкретных героинь в рамках архетипов Искателя, а затем и Мудреца, от первоначального хрестоматийного архетипа остается совсем немного, когда речь заходит о конкретном человеке. А в случае Мага даже исходная формула достаточно подвижна.

Особенности внешности Мага:

Лица магов в первую очередь поражают своей необычностью, непохожестью на «всех остальных». Мы знаем и понимаем, что все люди разные: с острыми чертами лица или наоборот с округлыми; с вытянутыми или напротив «компактными»; с «крепкими» и четко очерченными контурами, или плавными линиями; динамичными объемными формами или более сдержанными и «плоскими». Т.е. мы готовы к определенному разнообразию. Но когда мы встречаем Мага, то как будто видим в его чертах что-то совершенно новое, невиданное ранее. И поэтому Маг нас пугает, заставляет насторожиться, даже если речь не идет о «зловещей магии». Ведь даже добрая волшебница может превратить нас во что-то, если мы ей не угодим. Любой бы насторожился, если бы увидел инопланетянина или провидца, или даже самое безобидное бестелесное привидение. Мир магии связан с потусторонними вещами, с мирами за гранью нашего мира, и это всегда пугает.

Черты лица Магов как правило достаточно тонкие, вытянутые (в них также преобладают вертикали), и зачастую, асимметричны. Маги обладают пронзительным взглядом, и глядя на нас, смотрят как будто нам в душу, и все видят. Этот взгляд может гипнотизировать, пугать, завораживать, хотя внешне человек может быть очень спокоен, но через глаза мы чувствует внутреннее движение.
Если говорить о стилевых направлениях, то Маг прежде всего – романтист (сложная романтика). И в зависимости, от того, что добавлено к основной стилистике, появляются разнообразные стилевые решения.

Если Вы хотите научиться разбираться в инструментах основных стилевых направлений и их отличиях друг от друга, посмотрите бесплатный курс «7 нот стиля»

Примеры Мага на разной стилевой базе.

Мистическая сторона Мага может раскрываться на самостоятельных «романтических» инструментах, тогда это будет легкая, бестелесная, призрачная история.

А может на стыке с драматической эстетикой принять более «жесткую форму» (с использованием насыщенных тонов, островатых очертаний рисунков и узоров, «рваных» и асимметричных элементов кроя, как, например, тема Готической магии.

В сочетании с натуральным стилем мы получаем образ Мага-шамана (и такая история у нас тоже встречалась в подборе образа для (месяц Мудреца). Дублирую сюда несколько картинок, чтобы собрать информацию в одном месте.


Людей с нотами Мага во внешности можно мысленно представить героями волшебных фильмов –русалками, феями или нимфами. Мне думается, что это будут различные «миксы» с Эстетом\Любовником (более тонкие, чувственные, изысканные), но от этого не менее магические.
Вообще тема воды наиболее близка к архетипу мага: способность превращаться (достаточно легко меняя агрегатное состояние), улетучиваться, испаряясь, исчезать, впитываясь, просачиваясь сквозь землю, материю, искажать очертания предметов под водой, утекать сквозь пальцы. Множество волшебных сказок связаны с темой воды (живая или мертвая, колдовские зелья, вода как средство изменения облика, превращения, от воды зависит жизнь), с подводным царством, с водными существами. Линия мага – витиеватая, извилистая, такая же, как и линия волны.
Русалки могут быть «морские» - более холодные, водные, с преобладанием холодных синевато-голубых оттенков (как более нежные, текучие), так и более жесткие, опасные (с драматической составляющей) – сирены.

Морские русалки

Опасные сирены

А могут быть русалки лесные, озерные, омутные, образ которых построен на более теплой, как бы «растительной» цветовой гамме, так же, как у дриад, лесных фей и духов.


На стыке романтизма с наивной романтикой можно получить более фантазийных и радужных -цветочных или сказочных фей.

Нельзя обойти вниманием и космическое пространство – таинственное, неизведанное, непостижимое, безграничное, столь манящее, сколь и пугающее. В исследовании Искателя я приводила в пример образ «космического путешественника» - с более строгими и жесткими линиями, минималистичного и техногенного, роботоподобного, и в той версии в образе тоже присутствовал Маг, но шел уже вслед за Искателем. А для Мага я предложу более загадочный образ, более таинственный и неуловимый, более чувственный и тонкий, более живой – это образ фантастической марсианки – Аэлиты. На мой взгляд эта вариация по своему настроению ближе к архетипу Мага, хотя и не без Эстета.

Маг может найти себе место даже в сочетании со спортивным стилем (динамичным, активным, современным и в то же время простым). Казалось бы, как это возможно? Мы получаем мир иллюзиониста, фокусника, где сочетаются простые, но яркие геометрические формы с блеском и резким цветовым контрастом, густо заполняющим композиционное поле.

В любой стиль или в сочетание стилей можно добавить «магические ноты», добавить волшебства, привнеся в «исходный комплект» характерные для магии инструменты (сложность цвета, свечение фактур, дробный декор, размытые узоры, летящие элементы, знаковые аксессуары).
Вот, например, как сочетание наивной романтики и классики (стиль «колледж», «школьница» или «преппи») превращается подобным образом в образ ученицы Хогвардса (а-ля Гермиона Грейнджер).

Или так классическая тема «аристократических скачек» от ассоциации с породистыми лошадками видоизменяется до грациозных мифических единорогов.

И таких примеров может быть очень и очень много.
Образы Мага, казалось бы, очень сложно «вписать» в повседневную жизнь. На подиуме оно все прекрасно и завораживающе-красиво, а как же в жизни? Забыть и не использовать? Вовсе нет. Любой образ может быть перенесен в любую сферу жизни, трансформирован под любую задачу, для этого нужно лишь «успокоить» его элементы, взять характерные, но более нейтральные звучания цвета, форм, фактур и рисунков. Или даже, отказаться от рисунков, а образную задумку передать через украшения (броши, кулоны).
Вот вам пример спортивной «русалки» и светской «лесной дриады».

А вот абсолютно жизненные летний и весенний комплекты для «феи цветов»

Подбор образов для реальных героинь, причисляющих себя к Магам, я покажу в следующей статье «Индивидуальность Мага».

Дизайн сайта школы образных решений